Исключение из конкурсной массы земли

Исключение из конкурсной массы земли
Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 года № 456-О разъяснено, что положения статьи 446 ГПК РФ, запрещающие обращать взыскание не на любое принадлежащее должнику жилое помещение, а лишь на то, которое является для него единственным пригодным для проживания, направлены на защиту конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение охраны государством достоинства личности, как того требует статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека.

Судебная практика исключения из конкурсной массы земли

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) гражданин-должник в Арбитражный суд Ростовской области обратился должник с заявлением об исключении из конкурсной массы имущества должника 1/4 доли земельного участка.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2020 по делу № А53-11965/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 года (№15АП-378/2021) определение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2020 года отменено. Земельный участок исключен из конкурсной массы гражданина по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 года № 431 предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей. Предоставление земельного участка - это особый вид социальных гарантий. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право получить бесплатно земельный участок в случае и порядке, которые установлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, предусмотренное пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ, является одной из мер социальной поддержки, направленной на реализацию жилищных прав членов многодетной семьи.

Областным законом Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" регулируются отношения, в том числе возникающие при однократном бесплатном предоставлении в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей.

Как следует из материалов дела, должник является матерью троих детей. Земельный участок был выделен должнику на основании постановления Администрации города Азова Ростовской области от 24.09.2019 года № 1976. Спорный земельный участок был предоставлен должнику в качестве меры социальной поддержки государства многодетной семье.

Предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости (Указ Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 года № 431).

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что включение спорного земельного участка в конкурсную массу и его последующая реализация приведут к нарушению прав несовершеннолетних детей должника на достойную жизнь, а также к нарушению справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника.

Указание суда первой инстанции на то, что какие-либо здания для проживания на земельном участке отсутствуют, не имеет правового значения, так как статуса участка как меры социальной поддержки не изменяет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий